Главная  /  Особое мнение  /  О положительных эффектах электронных форм закупок

О положительных эффектах электронных форм закупок

Электронный аукцион

По закону в России проводятся в электронной форме только аукционы. Однако Договором о Евразийском экономическом союзе установлена обязанность государств-участников обеспечить проведение в электронном формате и других видов закупок. Кроме того, к 2014 г. завершилась реализация Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., которая предусматривала гармонизацию законодательства, внедрение информационных технологий и введение национального режима. По нашему мнению, распространение электронной формы закупок положительно скажется на бизнесе, а сферу госзаказа сделает более доступной и прозрачной.

Нормативная база

В частности, вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок регламентируются ст. 88 Договора. В соответствии с п. 3 указанной статьи закупки осуществляются согласно Приложению № 25, из которого следует, что государства-члены обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся перейти на него при других способах закупок.

По Договору закупки проводятся такими способами, как:

открытый конкурс, который в том числе может предусматривать двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор;

запрос ценовых предложений (запрос котировок);

запрос предложений (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);

открытый электронный аукцион;

биржевые торги (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);

закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, к 1 января 2015 г. Россия обязана была перейти к электронному проведению конкурсов и должна стремиться к тому же в отношении иных форм закупок.

Разработан законопроект о переводе конкурсов, запросов котировок и предложений в электронную форму, который в настоящее время находится на согласовании в Аппарате Правительства РФ.

Следует отметить, что государственные и муниципальные закупки, осуществляемые в России, трансформировались из «бумажной» в электронные. Впервые в новую форму был переведен аукцион. Это произошло в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг. и позволило снять несколько опасностей, с которыми сталкивались участники размещения заказов.

Так, «бумажная» форма не позволяла получить необходимую информацию, найти место закупки, подать заявку и принять участие в закупке. Вместе с тем ее использование оставляло возможность манипулировать заявками, искажать информацию, приводило к исчезновению документов из состава заявок, произвольной оценке заявок.

Основные проблемы обычных открытых аукционов заключались в сговоре между участниками торгов, давлении на потенциальных конкурентов, а также административном давлении заказчиков на «не своих» участников, закрытости региональных и муниципальных систем госзаказа, наличии множества различных информационных ресурсов. Все это привело к снижению экономии бюджетных средств.

Прямые и косвенные эффекты

Переход к электронным формам закупок дал как прямые, так и косвенные положительные эффекты.

Прямые связаны непосредственно с порядком проведения закупки и заключения договора по ее итогам. В их числе можно назвать такие, как:

повышение эффективности использования бюджетных средств;

создание максимальной открытости и широкого информирования о закупках;

исключение возможности физического отстранения от участия в закупках;

создание системы выявления нарушений на основании фиксации всех действий заказчиков, организаторов и участников закупок;

обеспечение условий для защиты интересов и прав заинтересованных в закупках лиц, в том числе через общественные организации;

внедрение института приостановления торгов на время рассмотрения жалобы на порядок проведения закупок;

обеспечение условий для признания закупок недействительными и применения последствий недействительности, ничтожности сделок при заключении договоров в момент приостановления торгов при рассмотрении жалобы на порядок проведения закупок;

фиксирование, в том числе посредством независимого электронного регистратора, при осуществлении электронных закупок «следов» нарушений, необходимых и достаточных для проведения антимонопольных, административных и уголовных расследований.

Например, для расследования сговоров на торгах, нарушающих нормы ст. 11 Закона о защите конкуренции, поведение участников фиксируется электронными торговыми площадками, обеспечивающими проведение аукциона в электронной форме.

По оценке Евразийской экономической комиссии, за 2013 г. в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства степень открытости информации о государственных закупках, размещаемой на веб-порталах, составила 51% и в 2015 г. должна достичь 100%, а доля электронных закупок 42% и 60% соответственно.

По мнению ФАС России, переход на электронные аукционы позволил:

создать единое экономическое пространство (местонахождение участника неважно);

сделать участие поставщиков в госзаказе более доступным и прозрачным;

исключить субъективную оценку, давление на участников, благодаря анонимности минимизировать возможность сговора как между участниками, так и между участником и заказчиком ;

развивать конкуренцию между поставщиками;

экономить бюджетные средства;

снизить коррупционные риски в сфере госзаказа, ликвидировать такую форму нарушений, как сговор на торгах между участниками или участниками и заказчиком;

внедрить информационные технологии на всей территории страны.

Среди косвенных положительных эффектов можно назвать следующие:

стимулирование развития электронных технологий:

внедрение компьютеров в работу заказчиков, организаторов  и участников закупок;

использование высокоскоростных каналов связи, в том числе сети «Интернет»;

обучение персонала информационным технологиям и т.д.;

стимулирование развития электронной торговли, т.е. развитие:

электронной идентификации участников сделок (ЭЦП), необходимой для совершения сделок в данной форме;

удостоверяющих центров, межгосударственной интеграции систем идентификации;

электронных торговых площадок;

систем маркетинга, мониторинга цен, оценки результатов использования бюджетных средств;

снижение издержек для бизнеса:

транспортных;

логистических;

маркетинговых;

поддержка субъектов малого и среднего бизнеса посредством привлечения к государственным и муниципальным закупкам с обеспечением обязательной доли этих субъектов 15% от всего объема закупок;

возникновение и развитие новых форм обеспечительных мер:

обеспечения заявок;

обеспечения исполнения контрактов;

возникновение новых мер борьбы с недобросовестными контрагентами — создание реестра недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что в отношении и «бумажных», и электронных закупок до сих пор не решена проблема ненадлежащего исполнения или неисполнения государственных и муниципальных контрактов (договоров).

Роль антимонопольного органа

ФАС России выступала последовательным приверженцем введения электронных форм государственных и муниципальных закупок.

Ведомство последовательно отстаивало свою позицию и при создании системы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Кроме того, инициированный ведомством институт обжалования порядка проведения торгов и заключения договоров по их итогам, регламентированный нормами ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, также способствовал достижению положительных эффектов от электронных форм закупок.

Введение этого института положительно сказалось и на случаях электронных продаж.

Игорь БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ,

начальник Юридического управления ФАС России,

кандидат экономических наук,

магистр права

Другие материалы рубрики

Все материалы: